Статьи по психологии

Да здравствует интуиция!
Список статей
Да здравствует интуиция!
Страница 2
"Ты это точно знаешь?" - "Нет, но я интуитивно чувствую..." Часто слово "интуиция" мы используем для обозначения чего-то неопределенного, не подкрепленного логикой. Однако интуиция древнее логического мышления, и миллионы лет человек опирался исключительно на нее. Само его выживание в значительной мере зависело от степени развития интуиции. Сегодня интуиция играет ничуть не меньшую роль.

Большая часть того, что несет в себе философия, искусство, научное или любое открытие, происходит на интуитивном уровне. Чтобы создать произведение искусства (а также позднее понять его смысл), чтобы дойти до любого открытия или изобретения, чтобы создать что-то новое, чтобы понять смысл любой идеи и любого закона в Природе, нужно не только знание, не только теории философии, науки или эстетики. Нужно почувствовать и передать ДУХ, СУТЬ, СИЛУ той идеи, которую мы пытаемся понять или передать через любую форму. А этот дух нельзя ни адекватно сформулировать, ни объяснить словами.

Интуиция - способ, посредством которого наши Душа и Сердце общаются с нашим Сознанием: она выходит далеко за пределы логики и здравого смысла. Человеческая интуиция использует не только визуальные образы, но и символы, метафоры, архетипы, она использует неординарные способы и формы, накопленные за всю историю развития человека. Поэтому интуиция по своим возможностям несопоставимо богаче всех остальных, более ординарных и более знакомых нам, форм познания.

Логика - ограниченный инструмент нашего Сознания. Это лишь инструмент мышления, но не само мышление. Она обрабатывает информацию, но не создает нового знания, она отвечает за корректность преобразования суждений, но не способна выяснить, истинны или ложны сами посылки.

Парадокс в том, что мыслить всецело логически, рационально - невозможно. Значит, логике должна предшествовать некая способность узнавать истину. Эту способность узнавать истину, которая предшествует логике и которая для узнавания истины не пользуется логикой, в древности и называли интуицией. (Слово "интуиция" происходит от латинского intuition, "пристальное всматривание".)

Там, где рассудок делает последовательные, логические шаги, неуклонно, но медленно приближаясь к цели, интуиция действует быстро и даже молниеносно, подобно вспышке. Ей не требуются доказательства, она не опирается на рассуждения. Интуитивное мышление протекает незаметно, "естественно", оно не так утомительно, как логическое, предполагающее усилия воли.

Стоит человеку довериться интуиции, он теряет нить логических рассуждений, погружается в стихию внутренних состояний, неясных ощущений и предчувствий, образов и символов.

Напротив, если человек работает в хорошо осознаваемом, логическом режиме, он лишается доступа к своему интуитивному опыту.

Благодаря интуиции человек моментально представляет картину реальности в целом. Он предчувствует или даже ясно видит, как дальше развернутся события (по крайней мере, основные варианты) и к чему ведет событие или драма, суть которой так плохо понимают ее участники. Но ему будет гораздо труднее передать, облечь эту картину в словесную форму (во всяком случае, без существенных потерь), а кроме того, ответить, каким образом он смог понять происходящее (если не считать ответом ссылку на жизненный опыт).

По словам американского психотерапевта Эрика Берна, "интуиция подразумевает, что мы знаем о чем-то, сами не зная, как мы узнали об этом".

Психологи плохо представляют, как работает интуиция, и еще хуже - как ее изучать. Чаще всего пользуются термином "инсайт" - "озарение": слово это происходит от английского insight, "постижение", "озарение", "проникновение в суть". Этим термином обозначают момент, когда человека вдруг осеняет новая идея, в голову приходит решение задачи, над которой он долго думал. Инсайт называют еще "ага-реакцией", подразумевая те восклицания, которые мы непроизвольно издаем, если внезапно начинаем схватывать суть проблемной ситуации и видим из нее выход. Творческое озарение Архимеда, выскочившего из ванны с криком "Эврика!", - классическая иллюстрация инсайта.

Поэтому многие современные психологи считают, что источник интуиции - в Бессознательном, точнее, в его налаженном взаимодействии с сознанием. Исследования подтверждают данный вывод. Когда проявляется интуиция, она работает с предчувствиями, архетипами, символами. Неслучайно интуитивные предвидения нередко рождаются во сне, полудреме или в грезах наяву.

Человек с развитой интуицией умеет тонко улавливать подсознательную информацию - например, по интонации, мимике, жестам, выражению глаз способен понять многое из того, что его собеседник не хочет или не может сказать открыто. Почти вся такая информация не попадает в поле нашего внимания и не доступна сознательному контролю, однако она не исчезает для нас совсем, формируя на уровне бессознательного особый, интуитивный опыт. Интуитивный опыт складывается помимо желания и воли, он не может быть ни произвольно проявлен, ни повторен человеком, хотя существенно влияет на характер нашей деятельности и поведения. Интуитивный опыт определяет русло, в котором протекает мышление.

Философы древности, в частности Сократ и Платон, понимали интуицию и интуитивный опыт гораздо глубже. Они воспринимали интуицию как интегральную способность человека к целостному, голографическому познанию истины одновременно в разных аспектах - Прошлого, Настоящего и Будущего, Жизни и Смерти, Эволюции, Пространства и Времени, Вечности, Видимого и Невидимого, Архетипа и Формы, Духовного и Материального. А интуитивный опыт в их понимании - это не только "внешние" моменты, которые попадают в подсознательное, и не только абстрактное "Бессознательное" человека, о котором говорят современные психологи. Это способность "узнавания", "воспоминания". Речь идет об опыте Бессмертной Души, который она собрала на протяжении длинной вереницы воплощений. Часть этого опыта душа узнает, вспоминает через вспышки интуиции, "озарения". Это способность улавливания идей-архетипов, способность перенестись за пределы материального мира, в мир идей и жить в нем или им хотя бы одно короткое мгновение. Это интегральное качество еще до конца не развито в человеке, но оно может пробудиться, развиться.

В 1926 году американский исследователь Грэхем Уоллес предложил ставшую впоследствии знаменитой схему процесса творческого мышления. Он разработал ее на основе данных самонаблюдений выдающихся ученых, прежде всего немецкого физиолога, физика и математика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре. Уоллес в этом процессе выделил четыре стадии.

Первая стадия - подготовка. Она включает сбор необходимой информации о проблеме, сознательные поиски ее решения и обдумывание.

Философский опыт говорит о том же другими словами: необходим период, когда ничего не получается, когда ты думаешь, делаешь попытки, но они ни к чему не приводят. Как будто бьешься головой о стену.

Вторая стадия - инкубация.
Вынашивание проблемы. Период кажущегося застоя. На самом же деле происходит глубинная бессознательная работа над задачей, причем на уровне сознания человек может о ней вовсе не думать.

Философский подход: когда посадил, полил - не выдергивай, чтобы посмотреть, что получается. Дай Природе сделать свое дело.

Третья стадия - просветление. Вдохновение, открытие, инсайт. Наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобна резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который трудно описать словами.

Четвертая стадия - проверка. Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается.

Момент озарения (инсайта), рождения идеи является кульминацией интуитивного творческого процесса. И до сих пор он остается неуловимым, загадочным, почти мистическим. Наверное, он всегда будет окутан тайной. Если бы секрет озарения удалось разгадать и его можно было воспроизводить, то великие открытия совершались бы по желанию, по инструкции, на заказ. Легкодоступным стало бы и решение любых жизненных проблем, и добывание новых знаний о мире, и постижение глубоких истин - все то, что обычно дается людям большой ценой.

Хотя и психологи, и философы согласны в главном: путь, ведущий к озарению (инсайту), в общем-то известен. Нужно упорно и сосредоточенно трудиться над конкретной проблемой - всесторонне исследовать ее, стараясь получить максимум информации, вновь и вновь размышлять о ней, страстно мечтая найти решение, но в то же время не зацепляться за это свое желание. Внутреннее озарение является результатом длительной неосознанной работы. Некоторое время нужно жить идеей (проблемой), не находя решения, и, скорее всего, в один прекрасный момент оно озарит сознание, точно удар молнии, и принесет с собой необычайное по силе переживание понимания, ясности, взлета, прорыва, счастья.

Французский математик Анри Пуанкаре об озарении:
"То, что вас удивит прежде всего, - это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении мне кажется несомненной.

Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело.
В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову.

Можно было бы сказать, что сознательная работа стала более плодотворной, так как была прервана, и отдых вернул уму силу и свежесть. Но более вероятно предположить, что этот отдых был заполнен бессознательной работой и что результат этой работы внезапно явился... Иногда... озарение, вместо того чтобы произойти во время прогулки или путешествия, происходит во время сознательной работы, но совершенно независимо от этой работы, которая самое большее играет роль связующего механизма, переводя результаты, полученные во время отдыха, но оставшиеся неосознанными, в осознанную форму.
Есть еще одно замечание по поводу условий этой бессознательной работы: она возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа. ...Внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными...
Необходимость... периода сознательной работы после озарения еще более понятна. Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, привести в порядок доказательство.
Но особенно необходимо их проверить... Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, обычно оно не бывает ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения".

Немецкий физиолог, физик и математик Герман Гельмгольц об озарении:
"Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда - за письменным столом.
Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все ее изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма. Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда проходило наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и благожелательного спокойствия - и только тогда приходили хорошие идеи.
Часто... они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс. Особенно охотно приходили они... в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь".